РУ БЕ EN

Мошенничество в интернете — бич современного общества

О способах защиты своих интересов от интернет-мошенничества сообщалось неоднократно многими средствами массовой информации, банками, правоохранительными органами. Эта статья, которую нам помог подготовить начальник Бешенковичского РОВД Олег Матеша, в первую очередь, о том, что делать, если вы уже стали жертвой мошенников.

Каковы «популярные» схемы обмана в сети?

— Одна из них — выставление товара на продажу на площадках онлайн-объявлений, — отмечает Олег Иванович. — После предоплаты продавец пропадает. Также мошенники выманивают различными методами у гражданина данные о его банковской карте, пароли для совершения операций. Самый распространённый вариант в данном случае — звонок от мнимой службы безопасности банка или сотрудника милиции. Но даже на такую схему, о которой вроде все уже знают, ежедневно попадаются тысячи граждан.Вот ещё несколько способов обмана — рассылка СМС-сообщений о якобы ошибочном переводе с просьбой вернуть деньги обратно; покупка товара на сайте-двойнике, который строит из себя крупного продавца, покупка в интернете различных информационных услуг, курсов (после оплаты, как правило, покупатель ничего не получает). На деле таких схем гораздо больше.
Что делать, если вас всё же обманули?
— Если вы сами передали мошенникам данные, вероятность того, что сможете вернуть деньги, крайне мала, — констатирует О.И. Матеша. — На практике одному из тысячи пострадавших удалось призвать мошенников к ответу и вернуть свои кровные.
Тем не менее, первое, что нужно сделать, — как можно быстрее зайти в свой онлайн-банк. Большая удача, если платёж ещё не прошёл, тогда вы сможете отменить транзакцию. Это актуально, если речь идёт о мошенничестве, при котором вы перевели деньги на чью-то карту или электронный кошелёк. Второе — позвоните в свой банк на «горячую линию» и сообщите о факте мошенничества. Спросите, что вам делать. По сути, банки не обязаны ничего предпринимать, но некоторые всё же проводят расследования, дают советы, проверяют мошенника, могут заблокировать его карту за подозрительные операции. Третье — получите в банке выписку, где отражена преступная операция, и идите в милицию писать заявление.
Как быть, если обманули с посылкой?
— Думаю, всем известны случаи, когда человек вскрывает посылку с купленным через интернет смартфоном, а там оказывается, например, кирпич. И, конечно, товар был предварительно оплачен. Налицо — самый что ни на есть факт мошенничества. Случиться такое может с каждым, — предупреждает Олег Иванович.  — Поэтому вскрывайте посылки с дорогостоящим содержимым прямо на почте (для расследования важно заручиться свидетелями, которыми станут сотрудники почтового отделения). Если вы стали жертвой мошенников, надо обратиться в милицию, написать заявление и ждать возбуждения уголовного дела. В таких случаях мошенничество часто имеет массовый характер, могут быть обобщены дела из разных уголков Республики Беларусь.
Ещё одна ситуация — человек сделал покупку в интернет-магазине, который не вызывал никаких сомнений.
Товар был оплачен, но так и не пришёл. Что делать?
— Это тоже распространённый вид мошенничества, — подчеркнул начальник райотдела милиции. — Так же работают мошенники в инстаграме и в других социальных сетях, продавая какие-либо товары и услуги.
Всё аналогично: вернуть деньги возможно только в рамках уголовного дела, то есть нужно писать заявление в милицию. Нужны доказательства оплаты. Сам же мошеннический сайт может быть уже закрыт, поэтому желательно сделать его скриншоты.

 

Светлана Ворошко